Вход

Новость подробнее

9 апреля 2021 года Конституционный Суд РФ опубликовал Постановление №11-П, принятое в соответствии со статьей 47.1 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»
9 апреля 2021 года Конституционный Суд РФ защитил жертв домашнего насилия, нормы УК РФ должны быть изменены. 
Дело о проверке конституционности положений статьи 1161 Уголовного кодекса РФ рассматривалось в связи с жалобой гражданки Л.Ф.Саковой. Постановление​ основано на ранее вынесенных правовых позициях суда.
 
История вопроса
Жительница села Оренбургской области Людмила Сакова систематически подвергалась побоям со стороны своего брата. В 2018 году его привлекли к административной ответственности, а в дальнейшем за повторное насилие – уже к уголовной. В октябре 2019 года, имея неснятую и непогашенную судимость, он снова избил сестру. Однако за это его вновь привлекли лишь к административной ответственности, назначив 100 часов обязательных работ. Людмила Сакова обратилась в КС РФ. Она оспаривает юридический парадокс, когда после административного, а затем уголовного наказания злоумышленнику за тот же проступок снова применяют меры административной ответственности.

Позиция Суда
Любое посягательство на личность, ее права и свободы, а тем более на физическую неприкосновенность, является и посягательством на человеческое достоинство. Государство обязано обеспечить противодействие насилию, а также выбрать вид ответственности и соразмерные меры наказания.
Дифференциация ответственности за побои обеспечивается их оценкой как причиненных впервые или же, после наложения административного, применяется более строгое уголовное наказание. Однако в статье 1161 УК РФ ответственность установлена только для лиц, совершивших деяние в период, когда они считаются подвергнутыми административному наказанию. После истечения данного периода содеянное оценивается вновь как административное правонарушение, причем впервые совершенное, даже если виновный имеет неснятую и непогашенную судимость по названной статье. 
Разделив ответственность за побои в зависимости от их совершения впервые или повторно, законодатель не должен был игнорировать предшествующую судимость за это деяние, поскольку она свидетельствует о повышенной общественной опасности, указывает на устойчивость поведения виновного и склонность к разрешению конфликтов насилием. В еще большей степени на недостаточность административного наказания и невыполнение государством своих обязанностей по защите личности указывает осуществление насилия над одним и тем же потерпевшим. Это дает основания для применения государством наиболее строгих – уголовно-правовых – средств защиты. Иное приводило бы к снижению уровня  охраны прав пострадавших, к умалению их достоинства и права на личную неприкосновенность. Таким образом, статья 1161 УК РФ не соответствует Конституции РФ. 
Законодателю надлежит внести в УК РФ изменения, а также установить компенсаторный механизм для потерпевших, в делах которых – с момента вступления в силу этого Постановления и до введения в действие соответствующих изменений – будет применяться оспоренная норма. 
Исходя из принципа недопустимости придания обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему ответственность, это Постановление не ведет к пересмотру дела заявительницы, но она имеет право на компенсацию. 

Пресс-служба Конституционного Суда РФ



© Конституционный Суд Российской Федерации, 2008-2021
Настройки для людей с ослабленным зрением