Вход

Новость подробнее

19 апреля 2021 года Конституционный Суд РФ опубликовал Постановление №14-П, принятое в соответствии со статьей 47.1 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»
19 апреля 2021 года Конституционный Суд РФ заступился за нестационарные объекты торговли шаговой доступности.
Дело о проверке конституционности пункта 2 статьи 209 ГК РФ, части 7 статьи 10 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», а также абзаца 22 части 1 статьи 2, пункта 25 части 1 статьи 16 и пункта 3 части 2 статьи 451 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» рассматривалось в связи с коллективной жалобой граждан И.Н. Касимова, Н.Ф. Мухаметзяновой, А.Э. Хадеева и ТСЖ «Мирный», а также жалобами Дадашова Г.С. оглы и ООО «Быстрое Питание». Постановление основано на ранее вынесенных правовых позициях суда.

История вопроса
С 2018 года предприниматели и собственники жилья в Перми безуспешно пытаются оспорить введенный городскими властями абсолютный запрет на размещение нестационарных торговых объектов (НТО) на придомовых территориях. С аналогичными правилами также не согласны в Калининграде и Ярославле. На несоответствие решений муниципальных властей федеральному законодательству указывают и «Союзпечать», «Российский книжный союз», Ассоциация малоформатной торговли, Уполномоченные по защите прав предпринимателей Новосибирской и Ярославской областей. 

Позиция Суда
Правила благоустройства территории – это муниципальный правовой акт, регулирующий комфортное проживания граждан. Он должен отвечать требованиям справедливости, разумности, соразмерности, допустимости ограничения прав и свобод только на федеральном уровне и не иметь обратной силы.
КС РФ еще в 2019 году определил, что органы местного самоуправления (МСУ) не могут запрещать торговые киоски, палатки, передвижные сооружения на придомовой территории, если есть согласие собственников жилья и не нарушается федеральное законодательство. Также в начале 2021 года Правительство РФ в рамках реализации «регуляторной гильотины» упразднило запрет размещать НТО на внутридворовой территории, на который обычно и ссылались суды. Однако и ранее некоторые ограничения распространялись на «внутридворовую территорию», а не придомовую, что, как установил Конституционный Суд, не идентично. 
Таким образом, Суд подтвердил ранее сделанные им выводы о необходимости дифференцированного подхода к тем земельным участкам под многоквартирными домами, которые сформированы в надлежащем порядке.
Действующее федеральное законодательство не содержит оспариваемого запрета, нормы конституционны. В течение года органы МСУ всех муниципальных образований должны привести свои акты в соответствие с федеральным законодательством и решением КС РФ. Применение правил в действующей редакции допускается только в части, не противоречащей иным положениям законодательства. 
Дела заявителей должны быть пересмотрены. 
Пресс-служба Конституционного Суда РФ




© Конституционный Суд Российской Федерации, 2008-2021
Настройки для людей с ослабленным зрением