Вход

Новость подробнее

19 июля 2021 года Конституционный Суд РФ опубликовал Постановление №37-П, принятое в соответствии со статьей 47.1 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»

19 июля 2021 года Конституционный Суд РФ упростил процедуру взыскания судебных расходов с госорганов.
Дело о проверке конституционности подпункта 1 пункта 3 статьи 158 и пункта 10 статьи 2423 Бюджетного кодекса РФ, а также части 1 статьи 358 КАС РФ рассматривалось в связи с жалобой гражданина Юрия Александровича Рейнхиммеля. Постановление​ основано на ранее вынесенных правовых позициях суда.

История вопроса
Решениями Пресненского районного суда города Москвы в 2017 году были признаны незаконными действия отдела МВД «Коммунарский» и в пользу Юрия Рейнхиммеля взысканы судебные расходы по оплате услуг представителя (15 тыс. руб.). Заявителю выдали исполнительный лист, который он отправил в Управление Федерального казначейства (УФК) по Москве, но получил обратно, т.к. в казначействе лицевые счета этого отдела МВД отсутствовали. Тогда Ю.Рейнхиммель попросил суды изменить способ исполнения судебного решения и возложить его на получателя бюджетных средств – УВД по Троицкому и Новомосковскому административным округам. Но ему было отказано, т.к. фактически ставился вопрос о замене ответчика, т.е. об изменении решения суда, что на стадии его исполнения невозможно. Впоследствии Ю.Рейнхиммель также безуспешно пытался возместить судебные расходы в субсидиарном порядке на основании Бюджетного кодекса РФ.

Позиция Суда
Сложившееся правоприменение оспариваемых норм Бюджетного кодекса РФ фактически приводит к невозможности исполнения судебных актов, вынесенных в отношении органа государственной власти в случае отсутствия у него лицевого счета в казначействе. При этом исключается и возможность изменения способа, и порядка исполнения соответствующего решения и возложения обязанности по его исполнению на главного распорядителя бюджетных средств в порядке статьи 2423 Бюджетного кодекса РФ или на казну РФ в порядке статьи 2422. Таким образом, в системе действующего правового регулирования для взыскателя не обеспечена реализация в полном объеме его конституционного права на судебную защиту. 
Настоящая правоприменительная практика, вопреки принципу баланса публичных и частных интересов, в подобных случаях требует от гражданина обращаться за пересмотром решения о возмещении расходов с привлечением надлежащего ответчика, имеющего лицевой счет в органах Федерального казначейства. Это приводит к дополнительным неоправданным расходам частного лица и бюджетных средств на отправление правосудия.
Оспариваемые нормы в этой части не соответствуют Конституции РФ.
Законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование соответствующие изменения. До этого суд по заявлению взыскателя должен изменять способ и порядок исполнения судебного акта и привлекать к субсидиарной ответственности вышестоящий по отношению к должнику орган государственной власти, имеющий лицевой счет в Федеральном казначействе. Дело Ю.Рейнхиммеля подлежит пересмотру.

Пресс-служба Конституционного Суда РФ

 

 

 ​




© Конституционный Суд Российской Федерации, 2008-2021
Настройки для людей с ослабленным зрением